О планах и перспективах развития молочно-мясного комплекса
Недавно мы были свидетелями торжеств по случаю открытия молочно-мясного комплекса, а чуть позже и молзавода. По истечении двух месяцев после введения в строй завода мы вновь встретились с Султаном Хамзатовичем Цечоевым – генеральным директором ООО "Молоко Ингушетии", который поделился с нами своими размышлениями о сегодняшних заботах и делах этого единственного и уникального в нашем регионе предприятия. - Итак, сделаны первые шаги нового для района производства, Султан Хамзатович. Как обстоят дела на предприятии в настоящее время? - Молочное животноводство – это тяжелый и изнурительный труд, образно выражаясь, это бег на длинную дистанцию - марафон. Это такое специфическое производство, когда необходим надлежащий и постоянный контроль за рабочим процессом, требующий непрерывного труда всех и каждого. Тут важно правильно рассчитать все силы, чтобы достичь положительного результата. Во все времена этот бизнес являлся дотационным, на эффективность которого влияет масса факторов. Начнем с заготовки кормов. Мы предполагали заложить силос на два года. Но погода внесла свои коррективы. К сожалению, из-за засухи на площади около 800 га полностью выгорела кукуруза. Пришлось закупать ее из Кабардино-Балкарии, у сельхозпроизводителей других районов нашей республики, частных фермерских хозяйств. Добавьте сюда удорожание цен на все нужные компоненты, не говоря уже о других расходах, и картина положения дел вырисовывается отнюдь не радужная. Но, как говорится, коль взялись за дело, отступать некуда, и, невзирая ни на что, комплекс на этот и на следующий год полностью обеспечен кормами: заготовлено более 7000 тонн силоса, 1400 тонн сенажа, (вико-овсяной смеси), в достаточном количестве сена и соломы. Закупили кукурузу и пшеницу, как я говорил уже, а шроты и жмых - из Краснодарского края. Для того, чтобы как- то минимизировать расходы на кормах, мы запустили свой кормоцех. На сегодняшний день в комплексе 1400 голов скота вместе с телятами. Трехмесячных телят-бычков поставили на откорм. Готовы их продать и частным лицам. В перспективе - строительство бойни и линий цеха по переработке мяса. Продуктивность этой породы коров: 4-5 лет. Им постепенно надо подготовить замену, а на это уходит время и средства - так что, ждать скорой отдачи не приходится. Здесь уместно сказать и о вопросе укомплектованности кадров. В настоящее время здесь, на комплексе, трудятся 77 человек, из них 85% -местные жители, которые своевременно получают зарплату и весь полагающийся соц- пакет. А вот специалисты - они в основном из Кабардино-Балкарии, Астрахани, даже с Хабаровска. Специалисты из КБР каждый день ездят сюда и обратно. Согласитесь, это накладно, как с материальной точки зрения, так и физически. Очень надеемся, что наши молодые люди закончат учебу, станут специалистами, вольются в наш коллектив и посвятят себя молочно-мясному производству. Такова в общих чертах ситуация на сегодняшний день. - Рынок диктует свои правила, которым надо соответствовать. Насколько рентабелен бизнес, которым Вы занимаетесь? Сложно ли работать на молочном рынке региона? - Один из самых ключевых вопросов в любом бизнесе - это реализация готовой продукции. В последнее время наблюдается значительное повышение поставок на потребительский рынок региона основных видов молочной продукции. Проблема сбыта продукции становится все более актуальной. Конечно, очень важно произвести качественный продукт, но необходимо довести его до потребителя. В этом плане проблемы, наверное, есть у многих производителей. Что касается вашего вопроса, насколько рентабелен тот бизнес, которым мы занимаемся, то тут на проблему необходимо смотреть в комплексе и на перспективу. Заниматься переработкой чистого молока - это трудоемкий и сложный процесс. Общеизвестно, что молочное производство всегда дотируемо. Трудно предсказать, когда окупятся все затраты и усилия, вложенные в наше дело. Одно могу точно сказать, на это уйдет немало времени. Перерабатывать менее 5 тонн молока в сутки нерентабельно. Заработная плата, оплата за электроэнергию, воду, газ - это дополнительная сумма, которая ложится на каждый литр молока. Суточная потребность наших учреждений образования, здравоохранения и т.д., чуть более 3-х тонн. На начальном этапе мы просили нам помочь в реализации нашей продукции. Но пока тяжело приходится сдвигать этот процесс с мертвой точки. И тут без помощи государства в этот начальный период никак не обойтись. Действительно, работать на молочном рынке очень сложно. Это ниша давно занята и опробована. - Султан Хамзатович, чем Ваша продукция отличается от продукции конкурентов и в чем Ваше главное отличие и преимущество? - Продукция марки "Молоко Ингушетии", действительно, является натуральной. В этом - наше главное отличие и преимущество. В наших продуктах нет сухого молока и консервантов, и поэтому наши продукты называются: "живыми", имея небольшой срок хранения. Наличие своего молока – сырья позволяет нам быть уверенными в его качестве. Мы контролируем процесс на всех этапах производства и знаем, что за нашими коровами ухаживают ответственные работники в то время, когда другие производители закупают Молочное сырье у перекупщиков, с которых не спросишь об истории происхождения этого молока: чем кормили буренок, в каких условиях они содержались. Своя сырьевая база позволяет гарантировать потребителю, что молочные продукты под нашей маркой - самые свежие. Надоенное молоко сразу же идет в производство. Благодаря быстрой доставке, оно не теряет своих природных свойств и не ухудшается в качестве. Мы не хотим производить восстановленные из сухого порошка продукты, а производим продукты традиционного качества. А цены на этот качественный продукт гораздо ниже рыночных. К примеру, мы продаем литр молока за 30 рублей, когда восстановленное стоит не менее 50 рублей, и все же реализаторы покупают не качественную продукцию. Я понимаю владельцев торговых точек – ими движет естественное стремление к прибыли в то время, как вопросы качества уходят на второй план. Им выгоднее закупать впрок молочную продукцию с добавками и с длительным сроком хранения и не очень полезными для здоровья, как уверяет реклама. В отличие от других производителей мы делаем акцент на качестве и пользе своего продукта, а не на возможности долгого хранения. Образно говоря, тут такая же разница, как между черной натуральной икрой и белковой, как в цене, так и в качестве. В любом случае, всегда приятнее и полезнее съесть свежий творог или выпить свежее молоко, а не непонятный продукт полугодовой давности. Главное - наше молоко экологически чистое. - Помнится, на открытии молзавода побывал Глава нашей Республики, который высоко оценил качество Вашей продукции. Повлияло ли это на Вашу работу? - Безусловно, внимание Главы Республики- огромная для нас честь, и, как в следствие,- стимул к новым достижениям и ответственности за свое дело. Еще в начале пути нашего предприятия, несмотря на жесточайшие рыночные условия, мы решили всегда следовать высоким стандартам качества. Строгий контроль за качеством производимого товара позволил нам шаг за шагом вывести его на республиканский уровень. Наше молоко с удовольствием покупают в Кабардино-Балкарии, в Чеченской Республике, а также жители нашего района. Оно потихоньку завоевывает доверие потребителей. Но все не так гладко и просто приходит, как хотелось бы. Конечно, это далеко не тот предел, к которому мы стремимся, но я верю, что успех - не за горами. Еще раз повторю, что заниматься этим делом нельзя факультативно и, чтобы возместить те средства, которые ты вкладываешь, необходимо время. Главное - любить и верить в то, чем ты занимаешься. Никогда не думал, что я буду заниматься этим производством. Я теперь чувствую, что мне стало интересно здесь: не только попробовать, но и добиться чего- то в этой сфере. Можно сказать, что я прикипел к этому делу. Лично я прихожу на работу к 6 часам утра и нахожусь здесь до глубокой ночи, без выходных и праздничных дней. - Султан Хамзатович, на Ваш взгляд, что необходимо сделать для того, чтобы предприятие оправдывало себя, все затраты и усилия? Что в сегодняшних сложных условиях Вы предпринимаете для того, чтобы держать предприятие в тонусе? В ближайшее время мы планируем расширить производство. Если осуществится все задуманное, то на нашем предприятии мы создадим более 200 рабочих мест. Принимаются дополнительные меры: хотим запустить творожную линию, расширим ассортимент производимых продуктов: сыры и масло сливочное. В планах - открытие сети магазинов по реализации продукции, в том числе, и в соседних регионах - в городе Прохладном Кабардино-Балкарии, в Чеченской Республике и других регионах. Чтобы рекламировать свой продукт, его полезные свойства, готовим материалы в печати, рекламные ролики на телевидении, будем участвовать на выставках - продажах и ярмарках сельхозпродукции. В ближайшее время во всех городах нашей республики возле многоквартирных домов мы планируем установить молоко - маты, где каждый желающий сможет приобрести свежее, непереработанное молоко по ценам, значительно ниже рыночных. И еще: чтобы сократить издержки производства, мы пригласили сюда к нам специалистов, которые продумают возможность переработки навоза в био - газ. Много и других планов и задумок. Конечно, чтобы достичь намеченных целей, необходимо приложить максимум усилий. Я не сомневаюсь в том, что это временные трудности, которые будут решены. Наша плавная задача - найти своего потребителя и доставлять ему радость своим трудом и продукцией! - Что ж, спасибо за интересную беседу, Султан Хамзатович! Пусть каждый Ваш день на этой земле будет соткан из добра, искренности, счастья! Неиссякаемого оптимизма, удачи, исполнения всех планов и задумок - Вам и Вашему коллективу!